Что принёс России либерализм?
Александр Халдей
Он принёс душой и телом преданную США российскую элиту. Которую приходится подкупать возможностью коррупционного обогащения для предотвращения её открытого выступления на стороне врага. Но и этот подкуп не превратил компрадоров из врагов России в друзей. Они воздерживаются от бунта, но как ненавидели Россию, так и ненавидят. Проблема в том, что они воспроизводят сами себя, захватив контроль в сфере образования, подготовки и расстановки кадров в экономике и пропаганде.
Либерализм принёс России зависимость от закупок технологий добычи нефти и газа. Сырьевая элита презирает машиностроение. Контролируя сырьё и финансы, она покупает оборудование на Западе, делясь с ним частью национальных ресурсов за допуск к технологиям. И кредиты они берут на Западе. И семьи их там. И компании переведены в их юрисдикцию. Они полагают, что так теснее привяжут к себе элиты Запада - вот, дескать, мы вам не только долю в нефти и газе, но деньгами вашими попользуемся, и машиностроение ваше поддержим, нам своё без надобности.
Предположения, что они таким образом купили себе агентов влияния, рухнули, как сказочный сон, под отрезвляющим ветром первых санкций. Запад легко выбросил своих вчерашних партнёров, как они о себе думали. Они для Запада не партнёры, а папуасы, которые за стеклянные бусы покажут, где лежит золото.
Либерализм поставил Россию в зависимость от поставок оборудования в военно-космическую отрасль. Это уже так серьёзно, как отдать ключи от наших ракетных шахт в Пентагон. Зависимость сокращается, но она стала так велика, что пока избавиться от неё не удаётся. Тем не менее, наши корпорации и ключевые банки почему-то по уши завязли в схемах прокачки денег через США. Что наши предприятия ВПК делают в США? Что они держат в офшорах? Зачем им это? Как в этом участвуют наши системообразующие банки? Как мы недавно узнали, в Роскосмосе воруют поистине с космическим размахом, и не только деньги, но и комплектующие покупаются у главного противника. Причём так давно, что за это время не только импортозамещение, но и с нуля построить всю космическую отрасль при желании можно было.
Тык!
Но пока гром санкций не грянул, никто не перекрестился. Ракеты на двойных технологиях из США и комплектующих из Китая - это вам не гражданский авиалайнер Суперджет, состоящий на 80% из западных комплектующих. Это уже не глупость - это измена. И как бы ни пытался сейчас Минпромторг выйти из этой ловушки, либеральная финансовая модель России не позволяет быстро сманеврировать ресурсами. Это порезать заводы на металлолом в святые 90-е было легко. Построить новые на уничтоженной технической и кадровой базе так же быстро не получится. В бюджете, формируемом в рамках либеральной парадигмы, денег на это в нужном объёме не будет никогда. Это когда у нас нефтяники с газовиками финансово страдают, им на помощь всё государство приходит. Машиностроителям так в жизни не повезло.
Самое унизительное, что всё это либералы делают со страной, первой в мире полетевшей в космос всего через 12 лет после окончания самой страшной войны. То есть тогда были и технологии бурения нефти, и собственная наука, и турбины для ТЭЦ сами делали, и комплектующие для ракет, и в США оборонные заводы не паслись, как бараны на чужом поле.
Но удовольствия должны быть дорогими. Вы не забыли, что у нас вся страна летает на Боингах и Эрбасах? Как такое случилось в крупнейшей когда-то авиастроительной державе? Как сейчас покупать запчасти к импортным самолётам, если расчёты в долларах нам в США запретят? Как брать в лизинг новые самолёты? На чём летать в стране будут? У нас страна в шести часовых поясах. Всё самолётостроение либералы успешно убили. Всё, что может сейчас Путин - это административными мерами поддерживать Илы и Тушки, давая им заказы от Минобороны и помогая штучно что-то производить.
Но штучные пассажирские самолёты нерентабельны и всегда проиграют иностранцам, которым просто подарили наш рынок. Причина та же - возможность откатов, коррупция, нежелание морочить себе голову с нашим производством. И все легальные финансовые инструменты для этого существуют. Хотя у нас давно есть авиадвигатели намного более тихие и экономичные, чем на Западе.
Газета «Аргументы Недели» годами пишет о горькой судьбе нашего авиадвигателя НК-93, которому нет аналогов в мире и который на всех выставках всегда старательно прячут от Путина где-то в дальних ангарах. Причина проста - он дёшев. Выгоднее ставить на Суперджет полностью импортные изделия. Новый авиалайнер стал прачечной по отмыванию колоссальных бюджетных денег. Наши самолёты, уже готовые к производству, намеренно зарезали. Схема проста: деньги из бюджета - контракт с иностранцами - платёж - откат. Минимум лиц, максимум выгоды. Свой банк, как свой врач и свой адвокат, всегда под рукой. Путь от бюджета до офшора самый короткий. Что теперь будет с Суперджетом - неизвестно. Так как там львиную долю комплектующих несут французы, логично для Суперждета после нового пакета санкций ждать судьбы Мистралей. Или как минимум перебоев с поставками.
Понятно, что как бы ни были тяжелы для страны издержки американских санкций, российские финансисты просто так власть не отдадут. Они будут изо всех сил доказывать, что их судьба - это судьба России, и их смерть есть смерть России. И потому надо сначала спасать их, а потом Россию. Мы это уже много раз видели и ещё столько же раз увидим.
От введения санкций пострадают наши самые крупные отрасли - нефтянка, газ, авиа- и ракетостроение. Наверняка коснётся судостроения. Станки в Китае купить можно, а вот технологию уже нельзя. Китай технологии сам в Америке покупает. Так что ждут на непростые времена...